Мутный осадок
Так «Петербургский листок» в одном из весенних номеров 1864 года начинал рассказ о состоянии тогдашнего городского водопровода.У первого спуска по направлению к Обуховской больнице (у Семёновского моста), на панели у самых перил набережной, стояла жёлтая бочка, и два водовоза наполняли её, не скажу водой, но гадкой, зеленоватой и вонючей жидкостью, которую черпали из канала посредством ведра, привязанного на верёвке
Водовозы наполняют бочки водой. Гравюра
До середины XIX века водопроводной сети в городе вообще не было. Лишь к некоторым постройкам (например, ко дворцу петровского сподвижника Александра Меншикова на Васильевском острове, позже к Мраморному дворцу) воду подавали по деревянным трубам. В 1846 году за устройство водопровода взялся граф Яков Эссен-Стенбок-Фермор, но созданная по его инициативе сеть охватывала лишь участки Московской и Литейной частей города.
В 1858 году прокладку водопровода по всему городу принялось осуществлять только что созданное акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов. За основу оно взяло европейский опыт, однако подвёл северный климат. Фильтры, закупленные в Великобритании, промерзали и переставали действовать. Трубы лопались, вокруг мест прорывов искрились на солнце фонтаны и образовывались обширные озёра.
Лишь к 1863 году акционеры адаптировали проект к местным условиям, напротив Таврического дворца была возведена водонапорная башня, и водопроводная система начала действовать между Невой и Обводным каналом.
Водонапорная башня
При этом качество воды оставляло желать лучшего – ведь от капризных британских фильтров отказались, а менее требовательную очистную технику найти не удалось. Кроме того, на верхние этажи закачать воду подчас было затруднительно. В итоге многие горожане по-прежнему пользовались услугами водовозов.
Водовозы на Неве
Поскольку качество воды в реках и каналах Петербурга было различно, то бочки окрашивали в разные цвета. Белый – вода из Невы (самая дорогая), жёлтый – из Фонтанки, а зёленый – из каналов.
Водовозы с жёлтой бочкой, о которых идет речь в начале статьи, как мы понимаем, черпали воду из Фонтанки. Вот только на дворе была уже весна, и до середины реки, где вода почище, по непрочному льду им было не добраться. Поэтому они прорубили лёд у самого берега – «именно там, где лежали кучи навоза, мусора и всяких гадостей, и наливали свою бочку, готовясь угощать этим пойлом не одно бедное семейство».
Журналист, подсмотревший эту сценку, сравнил набираемую воду с «самыми отвратительными помоями, которые выливает поломойка после стирки полов в каком-нибудь грязном коридоре». На увещевания репортёра водовозы отвечали бранью...
Развозка воды по домам
В каком-то смысле их тоже можно понять: труд был не из лёгких! Писатель Александр Павлович Башуцкий в очерке «Водовоз» так описывал их участь: «С шести часов утра до ночи черпать воду из канала в чан, возить её в домы, разливать в вёдра, разносить их по крутым лестницам в третьи и четвёртые этажи... вот ежедневная пытка-работа водовоза». Век водовоза был недолгим: «от напруги мышц, от истощения сил, от опасных изломов и ушибов» люди завершали карьеру в сорок лет. «Сообразите, вычислите всё сказанное, положите произведённое на весы чувства, и вы сознаетесь, что с каждою каплею воды пьёте каплю крови водовоза, частичку его жизни», – горестно заключал Башуцкий.
Доставка воды в квартиры
К вопросу централизованного водоснабжения Петербурга власти всёрьез подступили в начале 1890-х годов. Тогда город выкупил все частные водопроводные сети, была создана Городская исполнительная комиссия по водоснабжению Петербурга. Однако быстро решить проблему не удалось: пришлось вкладывать значительные средства в реконструкцию устаревшего оборудования.
Фильтроозонная станция
Кардинальный прорыв в улучшении качества столичной водопроводной воды был сделан с введением в эксплуатацию фильтроозонной станции на Пеньковой улице рядом с Училищным домом имени Петра Великого. Здесь впервые была применена двухступенчатая очистка воды. Первая очередь такого необходимого городу сооружения заработала в 1911 году, но тут же начались работы по расширению, которые завершились в 1914 году.
Однако и до конца 1920-х годов на городских окраинах водовозы оставались привычными фигурами. Память о тяжёлом труде водовоза сохраняется в Петербурге: у подножия водонапорной башни, где ныне находится музей «Мир воды Санкт-Петербурга», установлен памятник петербургскому водовозу.
Памятник петербургскому водовозу